
ОКОНЧАНИЕ, НАЧАЛО ПО ССЫЛКЕ
ПРИРОДА НЕ ТЕРПИТ ПУСТОТЫ. ОСОБЕННО ИНФОРМАЦИОННОЙ. А ЛЮДИ БЕЗОПАСНОСТИ ХОТЯТ!
Отклики горячие и разные пришли мне как автору статьи о засилье хищников, особенно конфликтных тигров, на юге Приморского края - Хасанского муниципального округа. Внимательные поклонники моего таланта, замечу, должны были понять из текста, что цель своими заметками я ставила одну: не обвинять кого-то, а помочь разобраться участникам процесса, чтоб в итоге - «и тигры были сыты, и овцы целы» и чтоб Приморье в углом не стало краем строгого режима. Увы, дошло не до каждого.
Потому вот вам, люди добрые, вторая часть моего исследования, которая, как и первая, пойдёт для реагирования через электронные приемные председателю правительства РФ, председателю Госдумы РФ, Генеральному прокурору РФ, полпреду президента РФ по ДВФО (вчера портал подтвердил мне получение и регистрацию таких обращений по первой части статьи). Программа-то сохранения тигров и леопардов - федеральная! Но не без регионального вклада. Поэтому на сей раз направлю официальные запросы со статьей для реагирования в установленные законом сроки и в наши краевые структуры.
Много позитивных в мой адрес откликов на статью - от жителей Хасанского округа. У них, как пишут, появилась надежда на защиту их конституционных прав - на безопасную жизнь на родной земле, а не в резервации, на получение полной достоверной информации о хищниках и законных мерах противодействия им. Еще люди ждут реакции губернатора Приморского края: ответа по существу жалобы 35-ти граждан в приемную О.Н. Кожемяко 8 января 2024 года о тигриной опасности - и тоже в установленные законом сроки. Есть и обиженные на мой счёт за то, что «не так» осветила актуальную проблему, и не только для Приморья, а и всего Дальнего Востока, где обитает амурский тигр. Только что получила неофициальную претензию от пресс-секретаря ФГБУ «Земля леопарда» Ивана Ракова.
Привожу дословно часть переписки с Иваном. «Вы пишете в статье, - «В результате не только удалось остановить сокращение популяции дальневосточного леопарда и амурского тигра, но и добиться ее значительного увеличения». Про амурского тигра Вы от себя добавили, я такого не говорил. Писал только про леопарда мирного рост. У нас наоборот за последний год уменьшилась цифра по численности тигра. Уберите это, пожалуйста! Конфликты в населенных пунктах - это региональный Охотнадзор. Почему весь текст только про нас? Про финансы: именно по тиграм нам никакие бюджетные средства не выделяют. На охрану тигра выделяют средства правительство края, Охотнадзор, с них надо и спрашивать!»…Что ж, надеется редакция на пояснения и от названных учреждений.
А вот какой ответ пришел 10 января 2025 года на мой Журналистский запрос за подписью генерального директора АНО «Амурский тигр» С. Арамилева (спасибо за содействие пресс-секретарю Андрею Шоршину, офис находится в Москве). Цитирую полностью. «Центр Амурский тигр создан в 2013-м году Русским Географическим обществом по инициативе президента России Владимира Путина. Наши цели: изучение, сохранение и увеличение популяции амурского тигра в России посредством реализации природоохранных, научных, образовательных и культурно-просветительских программ. Свою деятельность Центр осуществляет без бюджетного финансирования, исключительно благодаря спонсорской поддержке организаций и частных лиц. Перед ними мы отчитываемся по каждому пожертвованию…
Сдаем полный отчёт о нашей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, а также о расходовании бюджетных средств при использования иного имущества в сроки, установленные законодательством РФ. Данные сведения находятся в открытом доступе, как и перечень компаний, которые поддерживают нас и с которыми заключены соглашения о сотрудничестве. Подробная информация доступна на сайте www.amur-tiger.ru. Взаимодействия со Всемирным фондом дикой природы (признан иностранным агентом и нежелательной организацией) у Центра «Амурский тигр» в настоящий момент нет. До этого сотрудничество осуществлялось на некоммерческой основе - в рамках типового соглашения.
Успехи и неудачи в работе по сохранению амурского тигра описаны в новой редакции стратегии - утверждена распоряжением Минприроды России N 50 от 19.09.24. Находится в свободном доступе. Новая редакция стратегии учитывает уже зарекомендовавшие себя инструменты, а также формирует меры реагирования на новые угрозы для популяций амурского тигра и задачи, которые в связи с этим будут поставлены перед специалистами. Документ подготовлен рабочей группой, в которую вошли представители всех государственных, научных и общественных организаций.
Кратко - основные итоги работы, проделанной Центром с момента основания
ПЕРВОЕ
Создана и действует эффективная система охраны амурского тигра, его кормовой базы и среды обитания. Для этого налажено оснащение служб Охотнадзора в ареале тигра и служб охраны федеральных заповедных территорий, разработана и внедрена система премирования инспекторского состава. Огромный пласт работы - создание инфраструктуры, которая будет служить делу охраны природы ещё не одно десятилетие. Этого, к слову сказать, в нашей стране не делали очень давно. И многие объекты, которые ещё до недавнего времени использовали службы Охотнадзора и сотрудники особо охраняемых территорий в природных местах обитания амурского тигра, не обновлялись с советских времён. А некоторых объектов не было никогда!
Например, для службы Охотнадзора создана сеть из 12 научно-природоохранных станций, построены два крупных административных комплекса для сотрудников заповедников и национальных парков, возведены новые офисы и научные стационары, служебное жильё и объекты для приема туристов, которые позволяют ООПТ (особо охраняемые природные территории) получать прибыль. Отдельно выделю ФГБУ «Земля леопарда». Уровень браконьерства на подконтрольных территориях удалось значительно снизить. По экспертным оценкам, ещё 10 лет назад ежегодно от рук браконьеров погибало 50-70 тигров. Сейчас эта цифра составляет 10-15 особей.
ВТОРОЕ
Гармонизация природоохранного законодательства. Так, в 2013-м году в Уголовный Кодекс РФ внесена ст. 258.1, предусматривающая уголовную ответственность за незаконную добычу и оборот ценных диких животных и водных биоресурсов, принадлежащих к занесённым в Красную книгу РФ и охраняемым международными договорами РФ. Уголовной ответственности подлежат не только лица, осуществляющие незаконную добычу указанных животных, но и лица, которые незаконно содержат, приобретают, хранят, перевозят, пересылают и продают животных, а также их части и производные. Например: дериваты - кровь, мускус, желчь, различные железы, чучела.
Параллельно с этим в 2013-м году вступила в силу ст. 226.1 УК РФ, благодаря чему изменился перечень объектов, запрещенных к перемещение через таможенную границу. Изменение действует в отношении алтайского горного барана, белого медведя, леопарда, сайгака, снежного барса, беркута, кречета, сапсана, амурского осетра, атлантического осетра, белуги, калуги, персидского осетра, русского осетра, сахалинского осетра, сибирского осетра, севрюги, сахалинского тайменя. Все эти животные имеют одинаковый с амурским тигром охранный статус.
ТРЕТЬЕ
Для разрешения конфликтов и гармонизации отношений между тигром и человеком в Приморье и Хабаровском крае созданы спецгруппы по разрешению конфликтных ситуаций. Они хорошо оснащены и постоянно проходят тренинги на курсах повышения квалификации. Кроме этого, заработала система возмещения ущерба, нанесённого амурским тигром. В результате нападения тигров и гибели домашних животных граждане могут получить компенсацию. Потери мы не компенсируем деньгами - только животными или кормами для них. Натуральный вид компенсации выбран для снижения возможности использовать мошеннические схемы. Особо подчеркнём, что это не государственная программа. Решение о компенсации - наша добровольная инициатива и регламентируется нашими же внутренними документами: реализуется программа благодаря поддержке спонсоров. За 10 лет произведены более 150 компенсаций.
ЧЕТВЁРТОЕ
Реабилитация и реинтродукция (переселение) амурских тигров. Если в ходе разрешения конфликтной ситуации тигра не удалось отпугнуть от населённого пункта, его отлавливают. Чаще всего это животное с травмами или молодые тигрята-сироты. Специалист лечит этих зверей, обучает премудростям самостоятельной охоты, прививает им навыки сторониться людей, и когда они полностью здоровы, их возвращают в дикую природу. Таких хищников с 2013-го года был 21. Благодаря тиграм, прошедшим реабилитацию, удалось восстановить группу тигров в исторических границах ареала, где они исчезли. Так, в Еврейской автономной области теперь обитает порядка 20 особей. В Амурской области только в 2021-м году в дикую природу после реабилитации выпустили двух тигров. Уже известно, что, как минимум, одна из самок встретилась с самцом, они сыграли «свадьбу» и на свет появились тигрята.
ПЯТОЕ
Поддержка коренных народов в ареале тигра. Наш Центр был инициатором создания национального парка «Бикин» на севере Приморья для сохранности тигра и быта коренного малочисленного народа удэге, и принимает посильное участие в его становлении. Благодаря усилиям Центра, в столице парка селе Красный Яр Красноармейского округа возведены современная больница, здание почты, дом быта, полицейский участок, пекарня, детский сад, проведены электричество, интернет, построено жильё для молодых сотрудников, открылась библиотека с шахматным клубом, здание администрации нацпарка, Дом промыслов, несколько туристических приютов.
ШЕСТОЕ
В рамках наблюдения за амурским тигром мы ведём работу над созданием базы данных всех диких тигров в России, наполняем её снимками с фотоловушек, в том числе и архивными. А обрабатывать их поможет программное обеспечение, использующее искусственный интеллект. Кроме этого, мы проводим лабораторные исследования и экспертизы в рамках открытых уголовных дел.
СЕДЬМОЕ
Просветительская и образовательная работа. При нашей поддержке выпускаются книги, фильмы, мы проводим лекции, публичные образовательные мероприятия. Более полно о нашей деятельности можно узнать из наших отчётов, содержащих фото, иллюстрации, таблицы, схемы и графики с электронными версиями, с которыми можно ознакомиться на нашем сайте по ссылке https://amur-tiger.ru.about. Особо отметим, что наш Центр не заменяет собой государственные, специально уполномоченные органы, а поддерживает их работу всеми возможными законными способами, не влияет на политику государственных органов, включая кадровую. Соответственно, не несёт ответственность за деятельность отдельно взятых сотрудников государственных организаций.
Важно отметить, что амурский тигр, как и все иные объекты живого мира, является государственной собственностью, и любые действия в отношении тигра, не включая отпугивание, могут производиться только специально уполномоченными государственными органами, надзор за которыми осуществляет Росприроднадзор. В случае Приморского края это министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов и администрации федеральных ООПТ. В дополнение сообщаю, что на территории Приморского края в настоящий момент не реализуются какие-либо программы по искусственному разведение диких животных. Все дикие животные, включая амурского тигра, размножаются в природе естественным путём.
А теперь спустимся с «Олимпа» на землю. И послушаем глас народа. Тигр и леопард нам друг, но человек дороже!!!
«Из анонимного О Б Р А Щ Е Н И Я (мнения) в соцсетях охотников и жителей Приморского края к компетентным органам. Вызвано происходящими в последнее время событиями в Приморском крае, связанными с проблемой превышения допустимой и разумной численности тигра на территории региона.
Губернатор Приморского края инициировал очередное обращение в Думу Приморского края по вопросу внесения изменений в Правила охоты. Одновременно он же 18 января 2024 г. обратился с письмом в адрес заместителя Председателя Правительства РФ - полномочного представителя президента в ДВФО Трутнева Ю.П., в целях развития кормовой базы амурского тигра, чтобы в кратчайшие сроки устранить имеющиеся в законодательстве об охоте, охотничьем хозяйстве и в смежном законодательстве пробелы и противоречия.
Примечательно, что к тексту письма не прилагается никакого развернутого анализа пробелов и противоречий в действующем законодательстве и письменного обоснования необходимости принятия Правительством инициатив Губернатора. На стадии обсуждения обращения Губернатора Приморского края и подготовки соответствующего проекта постановления Законодательного Собрания Приморского края по вопросу внесения изменений в Правила охоты, по предложению депутата Чемериса И.С (активный охотник-любитель со стажем - ред.)., отложили рассмотрение данного вопроса. С предложением провести слушания с участием заинтересованных лиц, в том числе, охотпользователей. Всем неравнодушным гражданам необходимо активно включиться в обсуждение проблем, связанных с неконтролируемым ростом численности тигра на территории Приморского края.
Общая площадь земель Приморского края составляет 16162,0 тыс. га. Здесь расположены ООПТ всех категорий и значений, которые занимают 16,6% от общей площади региона. Площадь федеральных ООПТ составляет 13,8% от общей площади, региональных - 2,8% от общей площади. На территории Приморского края находятся 11 заказников краевого значения и один природный парк, 10 из которых - в ареале обитания амурского тигра, и два в ареале дальневосточного леопарда. Охрану региональных ООПТ осуществляют сотрудники краевого государственного бюджетного учреждения "Дирекция по охране объектов животного мира и особо охраняемых природных территорий" (далее - КГБУ). Общая площадь ООПТ составляет 467391,6 га, в том числе государственных природных заказников краевого значения - 457406,7 га, природного парка краевого значения - 9984,9 га.
На территории Приморского края расположены особо охраняемые природные территории, занимающие 2 760 499,9 га. от общей площади края: 6 заповедников, 4 национальных парка, 12 заказников, 1 природный парк. Статистика: 2005 г.- численность тигра 400 голов - 1 ситуация конфликта. 2024 г. - численность тигра 600-700 голов - 204 конфликтных ситуации. На этом фоне утверждение зам. министра лесного хозяйства Приморского края Алексея Сурового, что никаких проблем с тиграми нет, - не соответствует действительности.
По научным данным, биологический баланс для поддержания устойчивой популяции тигра должен составлять 300-350 голов на территории Приморского края. Сохранение поголовья на уровне 250 голов тигров - не критическая численность. Максимум поголовья на уровне 400 голов тигров - разумная численность, на которой следует остановиться. Превышение этой численности - постоянные, нарастающие по количеству конфликтные ситуации с тигром, повышение уровня социальной напряженности среди населения, охотников.
Акцент властей, как исполнительной, так и законодательной, на повышение численности копытных, как кормовой базы тигра, путем введения прямого запрета охоты на копытных, уменьшение количества выдаваемых охотничьих лицензий, ограничение сроков охоты, ограничения права охоты на определенных территориях края, является ошибочным, научно не обоснованным, поскольку не учитывает, что рацион тигра на 30-40% составляют растительные корма. Кроме того, в рацион тигра также входят барсуки, енотовидные собаки, лисицы, зайцы, популяция которых на территории Приморского края достаточна для сохранения пищевой цепочки тигра, при условии сохранения его популяции в пределах биологического баланса 300-350 голов.
На территории Приморского края расположены агрохолдинги по выращиванию свиней. Руководство агрохолдингов прямо заинтересовано в снижении поголовья диких свиней, как они полагают, разносчиков африканской чумы. Россельхознадзор поддерживает позицию руководства агрохолдингов и открыто заявляет о неукоснительной необходимости дальнейшего сокращения поголовья диких свиней до уровня 0,3 на 1000 га. угодий, ссылаясь на то обстоятельство, что в Приморском крае имеется природный очаг чумы, разносчиками которой являются дикие свиньи.
Вместе с тем, Губернатор Приморского края, Министерство лесного хозяйства Приморского края, Управление охотничьего хозяйства, АНО «Центр «Амурский тигр» стратегию развития охотничьего хозяйства выстраивают на постоянном увеличении популяции тигра и неконтролируемая охота с подхода в ночное время с прицелами ночного видения и тепловизорами значительно повышает риски, связанные со стрельбой по тепловому пятну без достаточного распознавания цели. Однако ряд охотхозяйств специализируется на предоставлении услуг по охоте с вышки на подкормочных площадках и кормовых полях. Для них полный запрет такой охоты будет означать сокращение статей доходов. Предлагаемая продолжительность охоты близка к исторически сложившейся еще со времен интенсивного развития охотничьей отрасли, важно, чтобы она совпадала с биологически обоснованными сроками.
Отдельно хочется поднять вопрос относительно деятельности Автономной некоммерческой организации «Центр Амурский тигр». Свою деятельность Центр ведет без бюджетного финансирования, исключительно благодаря спонсорской поддержке коммерческих компаний и физических лиц. Основная цель создания фонда - сохранение и увеличение популяции амурского тигра до оптимального. Согласно официальному отчету Российского географического общества, Стратегия сохранения амурского тигра в России на период 2010-2020 гг. выполнена на 98%. Является очевидным то обстоятельство, что в результате деятельности Центра допущен существенный перекос с ростом популяции тигра в Приморском крае - в сторону значительного бесконтрольного увеличения поголовья, что и является основной причиной возникновения многочисленных конфликтов.
На протяжении всего периода деятельности Центра его сотрудники, есть основания полагать, ежегодно занижали количество поголовья тигров, видимо, с целью продолжения получения грантов. Как следует из текста Постановления Администрации Приморского края от 27.12.2019 N 940-па "Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды Приморского края", уже на дату 27.12.2019 г., в рамках реализации государственной программы, численность амурского тигра в период с 2015 года возросла с 400 до 750 особей в ареале обитания. Далее, как следует из текста, в рамках контроля за популяцией амурского тигра ежегодно на территории Приморского края организовываются и проводятся работы по выборочному учету амурского тигра на восьми модельных участках.
Возникает вполне резонный вопрос, если на дату 27.12.2019 г. численность амурского тигра достигла 750 особей по результатам выборочного учета на восьми модельных участках, то какова же численность амурского тигра не только на восьми модельных участках, а на всей территории в Приморском крае на февраль 2024 г.? Кто-нибудь слышал о восьми модельных участках на территории Приморского края? Что это за участки, какое их количество, на каком правовом основании и в каких районах Приморского края они созданы, в соответствии с какой программой охотпользования, какой режим охотпользования на этих участках и, самое главное, с какой целью они созданы?
Почему ни разу за весь период действия Стратегии не был проведен сплошной учет популяции тигра на всей территории Приморского края? Ответ очевиден. Значит, кому-то выгодно не афишировать раньше времени реальные цифры популяции тигра в Приморском крае. Вместе с тем, в одном из периодов последних лет Центром была озвучена цифра достижения роста количества тигров до 800 голов, а через год эта цифра снижена до 600 голов. Есть мнение, что деятельность Центра осуществляется в замкнутом информационном пространстве, вне поля общественного контроля со стороны населения Приморского края.
У общественности Приморского края, охотпользователей и охотников нет сведений о результатах ежегодного учета популяции тигра Управлением охотничьего хозяйства Министерства лесного хозяйства Приморского края с 2013 г., т.е. с даты создания Центра, в сравнении с предоставляемыми Центром сведениями. Ошибка в ежегодном подсчете тигров на 200 голов ярко свидетельствует о манипуляциях заинтересованных лиц с цифрами, отражающими реальную популяцию тигра. Необходимо отметить, что выполнение Стратегии началось в условиях констатации факта полного разобщения популяционных группировок Сихотэ-Алиня и Восточно-Маньчжурских гор.
Беспрецедентное уменьшение (в 4–5 раз) объемов лесовосстановительных работ в Приморском крае вызывает настоятельную необходимость совершенствования мер регулирования лесопользования, усиления его экологических ограничений и перехода лесной промышленности к более цивилизованным способам и технологиям. Вместе с тем, из года в год происходит многократное осуществление сплошных рубок в лесах Приморья, что полностью подорвало кормовую базу копытных, привело к уменьшению среды их обитания, многократному уменьшению количества копытных, емкости охотничьих угодий, что на сегодняшний день нанесло популяции копытных наибольший урон.
Наблюдающийся на протяжении ряда последних лет в Приморском крае недостаток естественных объектов охоты для амурского тигра, в условиях недопустимо многократного превышения разумной популяции тигра, нескоординированность исполнителей Стратегии не обеспечила поддержание видового баланса охотничьих ресурсов в экосистемах наряду с увеличением ресурсного потенциала. Это и привело к неконтролируемому росту численности тигра на территории Приморского края, нарушению научно обоснованного биологического баланса, достаточного для поддержания устойчивой популяции тигра, который должен составлять 300–350 голов на территории Приморского края. И, как следствие, к возникновению 204 конфликтных ситуаций, так как тигры для восполнения потребности в пище регулярно выходят к населенным пунктам и хозяйственным объектам, добывая домашних животных.
Неконтролируемый рост численности тигра на территории Приморского края уже привел к нарушению Конституционных прав и свобод граждан на достойную жизнь и свободное развитие, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии. Во всех населенных пунктах Приморского края возникла и продолжает существовать социальная напряженность, связанная с продолжаемым из года в год неконтролируемым ростом популяции тигра, постоянно растущим количеством конфликтных ситуаций, а также в вопросе создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека в Приморском крае.
Является очевидным тот факт, что Стратегия сохранения амурского тигра в России на период 2010–2020 гг. выполнена на 98%, а в Приморском крае на 2024 г. — на все 100%. Увеличение популяции амурского тигра в Приморском крае в 2024 г. вдвое выше научно обоснованного оптимального уровня ярко свидетельствует о том, что задача стратегии сохранения амурского тигра в части одновременного расширения ареала обитания не выполнена абсолютно. Ареал обитания амурского тигра — Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область.
Вместе с тем, Центр «Амурский тигр» абсолютно не выполнил в Приморском крае задачу одновременного расширения ареала обитания и перемещения излишнего количества поголовья тигров из Приморского края в Еврейскую автономную область, в Хабаровский край, Амурскую область, несмотря на то обстоятельство, что выручка обособленного подразделения Автономной некоммерческой организации «ЦЕНТР ПО ИЗУЧЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ПОПУЛЯЦИИ АМУРСКОГО ТИГРА» (г. Москва, ул. Мясницкая, д.40, стр.4) — Центр «Амурский тигр» (руководитель Арамилев Сергей Владимирович, он же учредитель ООО «АМУРСКИЙ ТИГР» (г. Москва), ООО «УССУРИЙСКИЙ ТИГР» (г. Владивосток», информация в открытом доступе) в 2022 г. составила 44,7 млн рублей (в +19,4 раза), несмотря на то, что извлечение прибыли для нее не является основной целью.
Чистые активы АНО «ЦЕНТР «АМУРСКИЙ ТИГР» по состоянию на 31.12.2022 г. составили 668 млн рублей, результатом работы АНО «ЦЕНТР «АМУРСКИЙ ТИГР» за 2022 г. стала прибыль в размере 24,1 млн рублей, это на 103,5% больше, чем в 2021 г. (информация в открытом доступе). То есть, деньги в АНО «ЦЕНТР «АМУРСКИЙ ТИГР» для расселения тигров из Приморского края в другие исторические ареалы обитания тигра в Еврейскую автономную область, в Хабаровский край, Амурскую область, есть, но для этих целей в должной мере не используются.
Абсолютно не выполнена и не может быть выполнена Центром в условиях роста популяции тигра до нынешнего уровня 600–800 голов задача разрешения конфликтных ситуаций и гармонизации отношений между тигром и человеком. Вместо формирования гармоничных отношений между человеком и тигром, Центр создал в Приморском крае среду круглогодичных постоянно увеличивающихся конфликтных ситуаций. Люди в Приморском крае на протяжении последних лет из-за бесконтрольного увеличения популяции тигра лишены возможности получить доступ к чистому воздуху и воде, в летнее время опасаются заходить в лес, чтобы осуществлять сбор грибов и ягод, а в зимнее время — заготовку дров, хвороста.
Несколько слов о финансировании Автономной некоммерческой организации «Центр Амурский тигр». Как указано выше, свою деятельность центр ведет без бюджетного финансирования, исключительно благодаря спонсорской поддержке коммерческих компаний и физических лиц. Очевидным является то обстоятельство, что на протяжении всех лет с даты создания с 2013 г. Центр использовал гранты международной организации WWF (Всемирный фонд природы). Проводя небольшой экскурс в историю вопроса, считаем необходимым изложить выдержку из статьи «Тигринный фашизм» Александра Кулагина, Светланы Ильинской — сотрудников Центра правовой зоозащиты, раскрывающей истоки деятельности международной организации WWF (Всемирный фонд природы) на территории России, реально отражающей положение дел в Приморском крае.
«Территория России, с ее жалкими остатками фауны, представляет собой зоологическую пустыню. Тем не менее, международные фонды, при поддержке российского правительства, вкладывают огромные финансы не в восстановление нищенского охотничьего ресурса России, а исключительно в охрану и неприкосновенность его главных уничтожителей — хищников. На «тигрином саммите», прошедшем в Санкт-Петербурге в 2010 году, в год тигра по китайскому календарю, торжественно ставится задача — за двенадцать лет к очередному году тигра в 2022 году удвоить численность тигров в ареалах их обитания. В первую очередь, речь идет об амурских тиграх в Приморье и бенгальских в Индии. Инициатором этой программы стал Фонд дикой природы (WWF).
Ради фанатичного увеличения численности «избранного» вида, бросаются огромные финансы. Главным спонсором «тигрофилии» становится Глобальный экологический фонд (ГЭФ), созданный Всемирным Банком и многочисленными агентствами ООН. А уж англосаксонских фондов и координаторов всемирной тигриной программы, явных и замаскированных, не перечесть. ГЭФ — это механизм предоставления грантов и льготных кредитов развивающимся странам и странам с переходной экономикой на осуществление проектов, нацеленных на решение глобальных экологических проблем. В числе первоочередных задач — сохранение биологического разнообразия. Вот и решили российское Приморье сделать объектом тигриной программы.
А методика давно разработана, изданы пособия, которые можно назвать так: «Как опускать страны-конкуренты и, в первую очередь Россию, на уровень развивающихся стран третьего мира». Вот выдержка из одного такого руководства по становлению тигриного колониального фашизма. Испытано на Индии. «Многие национальные парки и другие охраняемые территории были созданы для охраны “харизматической мегафауны”, в которой такие животные, как львы, тигры, медведи, являются национальными символами и привлекают туристов». (Ричард Б. Примак. Основы сохранения биоразнообразия. Глобальный Экологический Фонд, Экоцентр МГУ им. М.В. Ломоносова. Рекомендовано в качестве учебного пособия для ВУЗов.)
Но странное дело. Почему зверями-харизматиками стали именно опасные крупные хищники, а не олени, утки, косули? Не виды, представляющие полезную для населения фауну? Почему грантопоедатели кричат караул не по истощенному охотничьему ресурсу, а по тиграм и леопардам, которые этим ресурсом питаются? В Европе, Великобритании, США, Канаде поступают наоборот: главное — копытный охотничий ресурс, а хищники сводятся к нулю или до видового минимума! Цель покровителей хищников становится ясной, когда узнаешь цифры, которые говорят сами за себя:
В Великобритании (территория в 70 раз меньше РФ) обитает 3,5 млн. оленей, 40 млн. фазанов ежегодно выращивают и выпускают в охотничье-фермерские хозяйства. В Германии (территория в 47 раз меньше РФ) добывается 1,4 млн. косуль ежегодно. В США (территория в 1,73 раза меньше РФ) обитает около 40 млн. оленей. В Канаде около 33 млн. копытных. В Японии добывается 150 тысяч кабанов ежегодно. В Скандинавии не менее 6 млн. оленевых.
На всей территории России обитает порядка 3,5 млн. копытных, из них менее 3 млн. оленевых, всего 800 тысяч косуль. Фазанов практически нет вообще. Водоплавающих птиц минимум в 4 раза меньше емкости среды. Хотя и эти цифры, скорее всего, завышены, так как последние годы учет вести некому. Здорово придумано и к тому же давно испытано на американских индейцах. Колонизаторы планомерно уничтожили бизонов — главный объект охоты коренных жителей, а потом залили аборигенов «огненной водой».
В 21 веке политика сокращения не нужного населения стала гораздо изощренней. «Биологи должны стать политически активными. Вовлечение в политический процесс позволит им влиять на политику правительства и разрабатывать законы, которые будут защищать виды и экосистемы». (Ричард Б. Примак. Основы сохранения биоразнообразия.) От кого защищать? От населения России и прочих обитателей колоний, ради процветания избранного «золотого миллиарда», мировых господ.
А пока требуется: 1. Оторвать таежные земли под заповедники для плодящегося «священного» тигра. 2. Уничтожить посредством хищников охотничий ресурс РФ, что, в свою очередь, приведет к процветанию «протестного» браконьерства. 3. Спровоцировать социальные конфликты, вызванные ненавистью жителей региона к тиграм, которых они начнут травить, как бродячих собак. 4. Вызвать ненависть к государственной машине в целом. Все развивается по плану организаторов уничтожения РФ: когда местные природные ресурсы истощаются, люди впадают в бедность, спиваются и вымирают (индейский вариант) или мигрируют в большие города, становясь там дешевой рабочей силой.
Вот он, тигриный фашизм в действии! На это и бросаются эко-доллары! Тигр приравнивается к гражданину РФ, если ты его убьешь при обороне, должен еще доказать, что тигр вел себя как преступник. На сегодняшний день популяции амурского тигра, как вида, ничего не угрожает. Без преувеличения можно сказать, что не только российские, но и зарубежные зоопарки заполнены амурскими тиграми. Дрессировщики не знают, куда пристроить тигрят, тигры хорошо размножаются в неволе. Нужны ли тигры в таком количестве, как планируют иностранный фонд WWF — хозяин нашей тайги и его дети мелкие фондики-тигрики?
Последний фронтальный учет амурского тигра состоялся с участием WWF в 2005 году. Он показал, что мы еще тогда имели 500 амурских тигров. В планах WWF на ближайшие десять-двенадцать лет — расселить тигра в пределах его исторического ареала, т.е. возвратить в те места, где он когда-то обитал. Таким образом, WWF рассчитывает, что численность тигров вырастет до 750. Однако это возможно лишь за счет интенсивного увеличения количества копытных. А с копытными беда, не хватает. Но ничего, люди потеснятся, тигры уже окончательно перейдут на питание собаками бродячими и домашними, медведями, коровами, козами, помоечными отходами, лошадками с жеребятками. На худой конец, охотниками, грибниками, рыболовами и сборщиками кедровых орехов. И, в конце концов, станут они синантропными тиграми.
Ученые начнут рассказывать нам о пользе бродячего тигра, как регулятора собак, волков, помойных бродячих медведей. Сложится устойчивая помойно-бродячая экосистема. Все это уже осуществлено в ряде стран третьего мира. Например, по данным Общества охраны дикой природы (WCS), США, 87% пищи леопардов в Индии составляет мясо домашних животных. А жертвами тигров в странах третьего мира ежегодно становятся не менее 800 человек.
10 марта 2023 г. в соответствии с распоряжением Минюста России в реестр иностранных агентов включен Всемирный фонд природы (WWF). Под видом деятельности по защите природы и окружающей среды, биологического разнообразия видов представители фонда пытались оказывать влияние на решения органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, препятствовали реализации промышленных и инфраструктурных проектов. Фонд распространял негативную информацию о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политики.
Действия по выполнению Стратегии сохранения амурского тигра в РФ выходят за рамки разумного, полностью не соответствуют «Основам государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Президентом РФ 30.04.2012), которая предписывает неукоснительное соблюдение: «в) научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях устойчивого развития и обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; г) охрану, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности».
Анализ действующего законодательства администрации Приморского края за последние два десятилетия позволяет сделать вывод об изменении направленности деятельности администрации Приморского края в период действия Стратегии сохранения амурского тигра.
Так, Постановление губернатора Приморского края от 15.10.1998 N 511 "О стратегии сохранения биоразнообразия Сихотэ-Алиня", предусматривало, что в перспективе рационализация охотпользования в Приморском крае должна рассматриваться как один из основных факторов сохранения биоразнообразия. И именно высокоорганизованное охотничье хозяйство призвано обеспечивать не только нормативное изъятие диких промысловых животных, но и их воспроизводство, а также поддержание оптимальной численности амурского тигра и других хищников. Констатировалось, что одной из важнейших задач охотничьего хозяйства на современном этапе является создание общественных охотничьих организаций в населенных пунктах лесной зоны и закрепление прилегающих охотничьих угодий за коллективами местных охотников.
Организация охотничьих угодий должна быть направлена на оптимизацию величины их площади и согласована с размещением главного пользования лесом (планом рубок). Здесь важно учитывать, что ограниченные по площади рубки леса, при которых происходит увеличение количества подроста лиственных пород, значительно повышают кормовую емкость угодий для изюбря, косули и пятнистого оленя, а проводимые в зимние месяцы рубки ясеня, ильма, осины и тополя обеспечивают копытных животных дополнительным веточным кормом. Тем самым, сделан приоритет на создание общественных охотничьих организаций в населенных пунктах лесной зоны и закрепление прилегающих охотничьих угодий за коллективами местных охотников, что полностью отвечало интересам охотников, охотпользователей и жителям края, которые на закрепленных охотничьих угодьях заинтересованы были в бережном отношении к флоре и фауне.
Вместе с тем, Постановление Администрации Приморского края от 27.12.2019 N 940-па (ред. от 21.12.2023) "Об утверждении государственной программы Приморского края "Охрана окружающей среды Приморского края", изменило приоритеты в области сохранения биологического разнообразия. Все становится предельно ясным после прочтения этого документа. В этом Постановлении (в ред. от 21.12.2023) вообще нет ни слова про сохранение и создание новых общественных охотничьих организаций в населенных пунктах лесной зоны и закрепление прилегающих охотничьих угодий за коллективами местных охотников. Несмотря на то, что по состоянию на февраль 2024 г. на территории Приморского края официально зарегистрировано и действует 98 таких организаций, каждая из которых имеет в своем штате охотоведа, штат производственных инспекторов по охране охотничьих угодий, чья совокупная численность многократно превышает численность оперативных групп госохотнадзора. И каждая из общественных организаций в круглогодичном режиме эффективно выполняет работы по сохранению и охране объектов животного мира, включая редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов, и среды их обитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что умышленно сделан законодательный перекос при утверждении государственной программы Приморского края "Охрана окружающей среды Приморского края», и приоритет отдан увеличению особо охраняемых природных территорий в Приморском крае. Общественные организации охотников и рядовые охотники понимают, что выполнение этой программы возможно только при условии ликвидации общественных охотничьих организаций в населенных пунктах лесной зоны, с последующим отобранием лесных угодий и переводом их в категории ООПТ.
Таким образом, исполнительная власть, используя свой административный ресурс, пытается путем ограничения права на охоту, якобы, повысить численность копытных животных. Не получится ли, что богатые будут охотиться на тигра, а бедные заниматься охотой на ворон? Можно предположить, что стоимость одной лицензии на отстрел тигра будет превышать совокупный доход от продажи всех лицензий охотникам-любителям за один сезон. Понятно, что простые охотники и общественные охотничьи хозяйства охотников и рыболовов не вписываются в тигриную парадигму программы зарабатывания денег и будут только помехой.
Очередная инициатива по охотхозяйства требует переосмысливания, обсуждения с привлечением узких специалистов соответствующего профиля, а также прокурора Приморского края, который осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, и исполнением законов исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Охотпользователи, охотники, жители Приморского края требуют: незамедлительно организовать и произвести сплошной пересчет поголовья тигров на территории Приморского края — в целях использования данных для последующего принятия, во внеочередном порядке Правительством РФ, Администрацией края управленческих решений по проблеме тигра в Приморском крае. Исключить генерального директора автономной некоммерческой организации "Центр Амурский тигр" Арамилева С.В. из состава Совета по охоте и охотничьему хозяйству, утвержденного приказом министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края. Прокурору Приморского края — поручить провести проверку и дать оценку деятельности Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды, животного мира и природных ресурсов Приморского края по вопросу участия в Стратегии сохранения тигра в РФ, которая привела к неконтролируемому росту популяции тигра на территории Приморского края, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную среду обитания и росту социальной напряженности, падению авторитета власти.
Предлагаем внести в Законодательное Собрание Приморского края предложение по вопросу дополнений в Постановление Администрации Приморского края от 27.12.2019 N 940-па (ред. от 21.12.2023) "Об утверждении государственной программы Приморского края "Охрана окружающей среды Приморского края", а именно: положения о развитии охотничьего хозяйства в Приморском крае с активным вовлечением в эту деятельность 98 общественных охотничьих организаций края. С целью формирования пояса активных "точек роста" на территории Приморского края в местах, приближенных к туристическим маршрутам, создания на базе этих организаций охотхозяйственной инфраструктуры для развития внутреннего и въездного туризма, чтобы у общественных организаций охотпользователей была возможность доступа к средствам из федерального бюджета, выделяемым для этих целей в соответствии с "Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (утв. Президентом РФ 30.04.2012), с учетом Постановления Администрации Приморского края от 28.12.2018 N 668-па (ред. от 08.11.2023) "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2030 года".
Назначить и провести независимую экологическую экспертизу на соответствие Стратегии сохранения амурского тигра в РФ и достигнутых результатов в Приморском крае экологическим требованиям, в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий. В случае продолжения этой деятельности на окружающую природную среду и связанные с ними социальные, экологические и другие последствия реализации Стратегии на территории Приморского края. Опубликовать результаты учета копытных животных на территории Приморского края за 2024 г. для информирования жителей края, охотпользователей и охотников.
Мария СОЛОВЬЕНКО.
Послесловие автора
В последнее время появилась информация, что традиционное ежегодное Послание президента РФ Владимира Путина состоится в конце февраля-начале марта и там будет объявлено о больших кадровых перестановках. Говорят, что лишится своего места министр природопользования Александр Козлов — есть претензии к нему! И по вице-премьеру Голиковой, пасынок которой во время COVID обогащался за счёт коммерческого производства вакцины, не все так славно. Как говорят, есть вопросы и к неэффективному министру транспорта. А кого-то ждёт карьерный рост.
Прошёл слух, что приморского губернатора Кожемяко рассматривали на должность полномочного представителя президента РФ на новых территориях РФ — бывшей Украины. Удивляться не приходится. Олега Николаевича всегда партия власти бросала на самые тяжелые участки. Был он губернатором Корякского автономного округа, который замерзал тогда — справился, спас народ. После этого бросили кризисного госменеджера губернатором в депрессивный регион — в Амурскую область, потом главой региона на Сахалин, после победил на выборах главы в Приморском крае…
Впрочем, неважно, кто будет у руля, важно, что надо наводить порядок — защищать население нашего края от тигров. Это однозначно! И не замазывать проблему! Потому что человек, как я наивно до сих пор считаю, всё равно на первом месте! Иначе кому нужны все эти Стратегии? Самая главная Стратегия — восстановление популяции человека, особенно на окраине России — в Приморье.