Моя дочь пришла из школы после контрольной по истории.
— Папа, давай я тебя проэкзаменую по теме: СССР в 1945–53 годах!
Какой академик преследовал науку генетику? Какие литературные журналы закрыл Жданов? Какие великие писатели в этих журналах работали? О чём был спор между Сталиным и Вознесенским? Почему начали арестовывать врачей?
Экзамен я, конечно, выдержал. Потому что и про академика Лысенко, и про разгром журналов «Звезда» и «Ленинград», где публиковались Ахматова и Зощенко, и про «Ленинградское дело», и про «дело врачей» наслышан с юности — со времён перестройки.
Но дальше — моя очередь задавать вопросы:
А достижения?
— И это всё, что у вас было на контрольной?.. А про достижения того времени вас учат?
- Какие заводы были построены?
- Какие города появились?
- То, что каждую весну выходило постановление о снижении цен на продукты и товары?
У Высоцкого есть песня про послевоенное детство: «Было время — и цены снижали!»
— Снижали?! — удивилась дочка. — А у нас в учебнике — табличка, насколько выросли цены в этот период...
История другого народа?
У меня возникло ощущение, что их учат истории какого-то другого народа.
Подумай, какое отношение имеют Лысенко, Вознесенский и Вовси, «Звезда» и «Ленинград» к жизни твоих прабабушек и прадедушек?
Как это их коснулось? Скорее всего — никак.
А теперь давай поговорим о реальной жизни после войны.
Наследие вокруг нас
Вглядись в улицы:
- Проспект Ленина — самая красивая улица города.
- Перекрёсток Кирова и Кутузова.
- Это всё — сталинская архитектура.
В любом городе — Воронеж, Курск, Тула, Москва — послевоенные кварталы выделяются стилем.
Дом бабушки и дедушки в посёлке Металлургов — тоже того времени. С высокими потолками, балконами, эркерами. И предназначалось такое жильё не «шишкам», а простым рабочим и инженерам.
А ещё:
- Частные дома: Рудная, Сортировочная, Бункерная — всё это послевоенная застройка.
- Лесополосы вдоль дорог — результат Сталинского плана преобразования природы (1948).
- Даже Северо-Крымский канал — часть этого плана.
Снижение детской смертности
Обрати внимание:
- В 1945 году 30% детей умирало от болезней.
- В 1955 — всего 5%.
Это — шестикратное снижение за одно десятилетие. Благодаря развитию медицины, строительству больниц и санаториев.
Наука — не только генетика
Да, Лысенко и Презент испортили генетику. Это плохо. Но разве наука этим ограничивалась?
- 1949 — СССР создает атомную бомбу.
- 1953 — водородную бомбу, опередив США.
- 1954 — первая в мире АЭС в Обнинске.
- 1946 — МиГ-9 и Як-15 — первые реактивные самолёты.
- 1954 — МиГ-19, летающий быстрее звука.
Индустриализация и новые города
Через 7 лет после Победы:
- Добыча угля — в 2 раза выше, чем до войны.
- Города: Суворов, Кимовск, Киреевск, Липки, Советск — появились тогда.
- По всей стране — сотни новых городов.
Почему мы молчим?
Почему я должен рассказывать историю своей страны собственному ребёнку, как конспиративную тайну?
Что подумает школьник, пройдя курс такой истории?
Что в «этой стране» жили миллионы глупцов, которых только репрессировали?
И что чувствовать ребёнку — кроме стыда?
Польский пример
Был в Польше. Купил их учебник истории.
- Они ругают СССР.
- Но Польскую народную республику — хвалят:
- За индустриализацию.
- За детские здравницы.
- За бесплатное образование.
Вот это — национальный подход: уважать предков, гордиться успехами — независимо от флага и эпохи.
Подведём итог
Не надо записывать меня в сталинисты. Вынесите это имя за скобки — не о нём речь.
Я предлагаю видеть прошлое не как историю Сталина, а как историю своих предков, сородичей и земляков.
И тогда всё встанет на свои места.
Автор: Алексей Степанов
Источник: vk.com/wall-106967481_669458